Дети

Цветные фотографии железных дорог царской России (24 фото)

30 августа исполнилось 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Ещё на рубеже XIX и XX веков он разработал технологию и стал делать цветные фотографии путём наложения светофильтров. Среди них много фотографий железной дороги.

Фотография С.М. Прокудина-Горского, сделанная его методом. Прокудин-Горский путешествовал по всей Российской империи, чтобы создать коллекцию её фотографий. Черноморское побережье, Кавказ, Туркестан, Ясная Поляна и серия фотографий Льва Толстого… В 1909 году Николай II выделил фотографу специально оборудованный железнодорожный вагон, на котором тот и дальше путешествовал по стране для её фотодокументирования.

С. М. Прокудин-Горский. Ст. Ладва [Олонецкой] ж.д. Неровности пути. 1916 год До 1916 года Сергей Михайлович колесил по всей стране и объехал большую её часть. Он фотографировал пейзажи и города, деревни и заводы, людей и монастыри. Последней стала экспедиция в Мурманск и на Соловецкие острова — кстати, многие железнодорожные фото как раз оттуда.

С. М. Прокудин-Горский. Ст. Фараб в 5 верстах от Чарджуя.

На снимке паровоз Аа-76 (после 1912 г. серия «К») выпущен на Коломенском заводе в 1909 году, приписан к Пермской ж/д. Место съемки — депо Главных мастерских УГЖД, г. Пермь. Суть технологии цветоделения, которой пользовался Прокудин-Горский, в том, что каждый кадр делался в трёх экземплярах — через светофильтры синего, зелёного и красного цвета. Дальше сложность была в проявке: с синим и зелёным проблем не было, а вот достоверно передавать красный цвет тогдашние фотоэмульсии не позволяли. Будучи химиком, Сергей Михайлович усовершенствовал технологию, и его снимки при наложении передавали цвета точно и деликатно.

Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

С. М. Прокудин-Горский. Бараки [строителей] у станции [Кивач]. 1916 год В 1918 году после революционных событий Прокудин-Горский уехал из России сначала в Англию, а затем перебрался во Францию. Он вёл активную просветительскую деятельность, публиковался в британских и французских журналах, сотрудничал с братьями Люмьер и даже собирался в фотографическую экспедицию по Франции (частично эту идею потом воплотил его сын).

С. М. Прокудин-Горский. Железнодорожный мост через реку Каму около Перми. Сергей Михайлович прожил долгую и активную жизнь. Он застал Вторую мировую войну — уже в очень почтенном возрасте, и оказался в Париже, когда его оккупировали немецкие войска. Он пережил оккупацию, но умер через несколько недель после освобождения города в 1944 году.

Еще фотографии….

С. М. Прокудин-Горский. На дрезине у Петрозаводска по [Олонецкой] ж.д. 1916 год, на заднем плане пленные солдаты Австро-Венгрии, использовавшиеся при строительстве Мурманской железной дороги.

С. М. Прокудин-Горский. Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем Шмидта. / [Паровоз Аб-132 с пароперегревателем Шмидта.»] 1910 г.

С больш. степенью вероятности снято на ст. Аша-Балашевской Самаро-Златоустовской жд (направл. съемки к Златоусту).

Паровоз Аб-132 (с 1912 года Б-51) был изготовлен на Брянском заводе в 1909 г., до 1912 г. паровозы серии Аб были самыми скоростными на российских железных дорогах (115 км/ч).

На дальнем плане вагон, в котором Прокудин-Горский путешествовал по Самаро-Златоустовской жел. дороге.

С. М. Прокудин-Горский. Станция Бородино 1911 год.

На снимке служебный вагон Николаевской ж.д. №2419, в котором путешествовал С.М.Прокудин-Горский.

С. М. Прокудин-Горский. [Чарджуйский жд мост через Аму-Дарью.]

Жд мост через Аму-Дарью Среднеазиатской железной дороги близ ст. Чарджуй (совр. г. Туркменабат), вид с правого берега (по направл. к ст. Чарджуй).

Строительство железного моста началось 17 октября 1898 г., открытие- 27 мая 1901 г.

Мост длиной 750 саж. (ок. 1,6 км), из 25-ти пролетов по 30 саж. (ок. 64 м).

Первоначальный мост был деревянный, построен в 1888 г.

Современное фото моста через Аму-Дарью.

С. М. Прокудин-Горский. Стеклянный завод в Боржоме. 1912 г.

Стекольный завод на правом берегу Черной речки недалеко от впадения в Куру.

Узк. жел. дор. Боржом — Бакурьяни, по левому берегу Черной речки, 35 верст (через Дабу и Цагвери).

Вид по течению Черной речки.

С. М. Прокудин-Горский. Железнодорожные постройки Шадринск-Синарской ж. д. [в г. Шадринске]. 1912 год.

Жд линия Шадринск — Синарская (Каменский завод) — Богданович окончена постройкой в 1913 г.

Из целого ряда построек до наст. времени сохранился лишь один дом, имеющий аналогичную конструкцию.

Соврем. адрес: Привокзальная площ., д.4; дом жилой.

С. М. Прокудин-Горский. Выемка около станции Кивач. 1916 г.

Выемка «Железные ворота» находится в 4,5 км от соврем. ст. Кондопога в сторону Петрозаводска.

В 1916 г. было 2 станции Кивач. Одна станция находилась на месте совр. ст. Нигозеро; вторая, т.н. «временная станция», на 50-й версте от Петрозаводска у карьера, в р-не совр. ст. Кондопога и истока канала из оз. Нигозеро к Kондопожской ГЭС. Снято в сторону Мурмана.

С. М. Прокудин-Горский. Ж.д. мост через реку Сегеж[а]. 1916 год.

Сегежский мост состоял из пяти 10-ти саж. ферм Боровика на ряжевых опорах.

Указанная в авторском названии «река Сегеж» (или Сондал) впадала в оз. Сегозеро, из которого вытекала река Сегежа (на снимке). Снято в сторону Петрозаводска.

С. М. Прокудин-Горский. Станция Златоуст. Осень 1909 года.

Станция Златоуст Самаро-Златоустовской жд; здание с зеленой крышей чуть левее центра- вокзал; снято по направл. к Челябинску.

В перспективе: в центре хребет Средний Таганай, справа хребет Малый Таганай.

С. М. Прокудин-Горский. Юрезанский мост. Лето 1910 года. Снято в сторону Усть-Катава.

С. М. Прокудин-Горский. Ст. Хрустальная Пермь-Кунгурской жел. дор. 1912 год

С. М. Прокудин-Горский. Общий вид на Чусовские заводы и железнодорожный мост. [Река Чусовая.] 1912 год.

Жд линия Пермь-Екатеринбург постр. в 1874-1879 г.г., завод основан в 1880 г.

Рядом с заводом находится ст. Чусовская.

С. М. Прокудин-Горский. Ж.д. мост через реку Шую [у Петрозаводска]. 1916 год.

Шуйский деревянный балочный мост на свайных опорах.

Мурманская жд пересекала две одноименных реки Шуи — вторую у станции Шуерецкая (южнее г. Кеми);

Снято по направлению к Мурманску.

С. М. Прокудин-Горский. Стрелочник башкир [у Усть-Катава]. Лето 1910 года.

Снято на выходе из выемки Герасимов камень в сторону юрюзанского моста.

Между линией жд и скалами на дальнем плане — река Юрюзань.

В 1916 г. ст. Усть-Катав находилась на месте совр. поста «1799 км»; соврем. ст. Усть-Катав называлась «Юрезань»; ст. Пост Завод названия не меняла.

С. М. Прокудин-Горский. Водокачка на станции «Голодная Степь». / [Колонка для заправки паровозов водой.] 1911 г.

С. М. Прокудин-Горский. Группа. Я с двумя (Мурман) 1916 год.

Снимок снят между ст. Сегежа и раз. Узкая Салма, См. фото №0316, у линии жел. дороги (слева по ходу на север).

Рядом с Прокудиным-Горским уроженцы Северного Кавказа, которые были привлечены для охраны Мурманской жд.

«Мурман» — общее название Кольского полуострова и побережья Баренцева моря, но в данном случае авторское «Мурманъ» является сокращением от Мурманской железной дороги.

С. М. Прокудин-Горский. Вид на железнодорожный путь, город Владимир, реку Клязьму и по[ймен]ные луга. 1911 год

Источник: nevsedoma.com.ua

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите также!

Close
Close